| ||||||
|
| |||||
Токарев Сергей ДмитриевичСергей Дмитриевич Токарев, второй механик ледокольного парохода «Георгий Седов» Арктического флота СССР, родился в 1906 году в г. Вольске в семье рабочего. Русский, член КПСС с 1943 года. Рано лишившись родителей, воспитывался в детских домах Вольска и Костромы. Работал на цементном заводе «Большевик». С 1931 года плавал на судах транспортного флота на Севере. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» Сергею Дмитриевичу Токареву присвоено 3 февраля 1940 года за стойкость и мужество, проявленные во время героического дрейфа ледокольного парохода «Георгий Седов» во льдах Северного Ледовитого океана. Летом 1937 года три ледокольных парохода: «Садко», «Малыгин» и «Георгий Седов» — выполняли научные исследования в море Лаптевых. В октябре суда были затерты льдами недалеко от Новосибирских островов и начали дрейфовать. В начале 1938 года на самолетах, пилотируемых известными полярными летчиками А. Д. Алексеевым, П. Г. Головиным и Г. К- Орловым, с судов было вывезено на материк 184 человека. Тем временем дрейф уносил корабли все дальше на северо-запад, по пути «Фрама». В августе 1938 года по распоряжению советского правительства на спасение кораблей вышел ледокол «Ермак». С помощью «Ермака» из льдов были выведены «Садко» и «Малыгин». Но «Седов», у которого в результате сжатия льдов вышло из строя рулевое управление, не смог следовать за ледоколом, и его оставили продолжать дрейф. В составе команды «Седова», состоявшей из 15 человек, был и Сергей Дмитриевич Токарев — второй механик парохода. В сентябре 1938 года была предпринята вторая попытка освободить «Седов» из ледового плена, оказавшаяся, однако, безуспешной. Посланный для этой цели ледокол «И. Сталин» не смог пробиться сквозь тяжелые льды. Для седовцев наступили дни тяжелых испытаний, дни напряженной борьбы с грозными силами полярной стихии. Особенно трудная обстановка сложилась 26 сентября 1938 года. От сильного сжатия льдов «Седов» получил крен около 30 градусов. Через невозвратный клапан отливного отверстия холодильника в машинное отделение хлынула вода. Несмотря на героические усилия, экипажу не удалось заделать пробоину изнутри. Вода прибывала, крен судна увеличивался с каждой минутой. «Это была критическая точка, — записал в своем дневнике капитан парохода К. С. Бадигин. — Еще немного, и все грузы, какие только находились на корабле, должны были с грохотом и треском сорваться с места и обрушиться на правый борт; а это было бы началом конца...» Чтобы спасти корабль, механик С. Д. Токарев и машинист Н. С. Шарыпов решили спуститься в ледяную воду и попробовать заделать отливное отверстие, которое ушло под воду метра на полтора. Они спустили за борт резиновую шлюпку и, по очереди ныряя в воду, старались забить отверстие паклей и тряпками. Люди быстро коченели, руки и ноги переставали их слушаться, но все-таки Токареву и Шарыпову после двадцати минут тяжелой и опасной работы удалось частично заделать отверстие. Приток воды уменьшился. Пользуясь ручной помпой, экипаж стал откачивать воду. А еще через некоторое время в одном из котлов были подняты пары, заработала мощная паровая помпа, вода быстро пошла на убыль, и судно стало выпрямляться. Весной 1939 года экипаж «Седова» приступил к ремонту поврежденного руля. Работать без специального инструмента и оборудования было очень трудно, но механики Д. Г. Трофимов, С. Д. Токарев и В. С. Алферов мастерски справились с этой, на первый взгляд непосильной, работой. В конце 1939 года «Седов» был вынесен дрейфом в пролив между Шпицбергеном и Гренландией. Навстречу ему был направлен ледокол «И. Сталин». 13 января 1940 года корабли встретились и вскоре прибыли в Мурманск. 812 дней пробыл «Седов» во льдах Ледовитого океана. Седовцы за это время собрали богатейший научный материал. Подвиг героев-полярников изумил весь мир. Всем им, в том числе и С. Д. Токареву, было присвоено звание Героя Советского Союза.
| ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |