Токарев Сергей Дмитриевич

 

     Сергей Дмитриевич Токарев, второй механик ледокольного паро­хода «Георгий Седов» Арктического флота СССР, родился в 1906 году в г. Вольске в семье рабочего. Русский, член КПСС с 1943 года. Рано ли­шившись родителей, воспитывался в детских домах Вольска и Костромы. Работал на цементном заводе «Большевик». С 1931 года плавал на су­дах транспортного флота на Севере.

    Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и меда­ли «Золотая Звезда» Сергею Дмитриевичу Токареву присвоено 3 февра­ля 1940 года за стойкость и мужество, проявленные во время героичес­кого дрейфа ледокольного парохода «Георгий Седов» во льдах Север­ного Ледовитого океана.

     Летом 1937 года три ледокольных парохода: «Садко», «Малыгин» и «Георгий Седов» — выполняли научные исследования в море Лаптевых. В октябре суда были затерты льдами недалеко от Новосибирских остро­вов и начали дрейфовать. В начале 1938 года на самолетах, пилотируе­мых известными полярными летчиками А. Д. Алексеевым, П. Г. Голови­ным и Г. К- Орловым, с судов было вывезено на материк 184 человека.

    Тем временем дрейф уносил корабли все дальше на северо-запад, по пути «Фрама». В августе 1938 года по распоряжению советского пра­вительства на спасение кораблей вышел ледокол «Ермак». С помощью «Ермака» из льдов были выведены «Садко» и «Малыгин». Но «Седов», у которого в результате сжатия льдов вышло из строя рулевое управление, не смог следовать за ледоколом, и его оставили продолжать дрейф. В составе команды «Седова», состоявшей из 15 человек, был и Сергей Дмитриевич Токарев — второй механик парохода.

   В сентябре 1938 года была предпринята вторая попытка освободить «Седов» из ледового плена, оказавшаяся, однако, безуспешной. Послан­ный для этой цели ледокол «И. Сталин» не смог пробиться сквозь тяже­лые льды.

    Для седовцев наступили дни тяжелых испытаний, дни напряженной борьбы с грозными силами полярной стихии. Особенно трудная обста­новка сложилась 26 сентября 1938 года. От сильного сжатия льдов «Седов» получил крен около 30 градусов. Через невозвратный клапан отливного отверстия холодильника в машинное отделение хлынула вода. Несмотря на героические усилия, экипажу не удалось заделать пробоину изнутри. Вода прибывала, крен судна увеличивался с каждой минутой.

     «Это была критическая точка, — записал в своем дневнике капитан парохода К. С. Бадигин. — Еще немного, и все грузы, какие только на­ходились на корабле, должны были с грохотом и треском сорваться с места и обрушиться на правый борт; а это было бы началом конца...»

     Чтобы спасти корабль, механик С. Д. Токарев и машинист Н. С. Ша­рыпов решили спуститься в ледяную воду и попробовать заделать от­ливное отверстие, которое ушло под воду метра на полтора. Они спусти­ли за борт резиновую шлюпку и, по очереди ныряя в воду, старались забить отверстие паклей и тряпками. Люди быстро коченели, руки и но­ги переставали их слушаться, но все-таки Токареву и Шарыпову после двадцати минут тяжелой и опасной работы удалось частично заделать отверстие. Приток воды уменьшился. Пользуясь ручной помпой, экипаж стал откачивать воду. А еще через некоторое время в одном из котлов были подняты пары, заработала мощная паровая помпа, вода быстро пошла на убыль, и судно стало выпрямляться.

    Весной 1939 года экипаж «Седова» приступил к ремонту поврежден­ного руля. Работать без специального инструмента и оборудования было очень трудно, но механики Д. Г. Трофимов, С. Д. Токарев и В. С. Алфе­ров мастерски справились с этой, на первый взгляд непосильной, работой.

    В конце 1939 года «Седов» был вынесен дрейфом в пролив между Шпицбергеном и Гренландией. Навстречу ему был направлен ледокол «И. Сталин». 13 января 1940 года корабли встретились и вскоре прибы­ли в Мурманск.

      812 дней пробыл «Седов» во льдах Ледовитого океана. Седовцы за это время собрали богатейший научный материал. Подвиг героев-поляр­ников изумил весь мир. Всем им, в том числе и С. Д. Токареву, было при­своено звание Героя Советского Союза.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".