Городской парк

Зеленые уголки города Вольска

Презентация pptx (6.62 Mб)

Сайт www.zel-ugolki.narod.ru

Сад Сапожникова

«Есть на Волге городок-
Петербурга уголок»

 

     Владелец Вольского сада
Алексей Петрович Сапожников

 

Знаменитый русский композитор П.И. Чайковский в 1884 году, путешествуя по Волге, был в городе на великой русской реке - Вольске. Во время остановки парохода он посетил знаменитый парк отдыха. Особое внимание привлек дуб- великан. «Патриарх» всех лесов в округе, раскидистый, с вековой кроной, могущественный, красивый – гордость парка. Петру Ильичу рассказали , что под этим дубом думал свои думы вождь крестьянского восстания Емельян Пугачев. Знаменитый уголок города, с множеством беседок, аллей, арок, редких растений надолго остались в памяти композитора.
     «Сад,сделавшийся достоянием города и местом гуляния,- писал в 1854 году академик К.М. Бэр,- достоин быть отмеченным. В нем растут каштаны, лиственницы, липы, ели, самые разные породы деревьев. Красив многолетний дуб, около одного из бассейнов в восточной части сада. Около него простирается по искусно сплетенному из лозы гроту виноградник, дающий спелые гроздья.»
      Существует предание, что будто сад посетил возвращающийся из ссылки знаменитый поэт Т.Г. Шевченко. Тарас Григорьевич плыл из Астрахани на пароходе, снятом для него специально Сапожниковым астраханским купцом (уроженцем с. Малыковка, ныне г. Вольск), который гордился своим знаменитым садом на Волге.
     В великолепном саду, гулять в котором было одно удовольствие, росло множество благоухающих ароматных цветов: роз, гвоздик, ноготков, гладиолусов и других растений. Красоту сада дополняли бесчисленные зеленые арки, увитые диким виноградом, плющом, вьюном, создавшим особый художественный настрой для гуляющих посетителей по чистым, посыпанным то красным, то тяжелым песком, аллеям. Ко всему этому ботаническому богатству добавлялись посадки настоящих субтропических растений: магнолий, пальм, фикусов. Их гигантские темно – зеленые листья и ветви словно переносили воображение из северных широт в южные.
      Сад стал функционировать как общественный сад одним из первых и немногих общественных садов в России, наряду с саратовскими «Липками». Сад находился в городской черте и был «насажден старинными деревьями, как - то сосной, елью, липой и другими. В нем проходили чистые ровные аллеи, в летнее время усыпанные песком, и журчали фонтаны. Была здесь также оранжерея с различными тропическими растениями и цветами. По летним вечерам здесь бывали гуляния и играла музыка».
     Весь посадочный материал выращивался в собственных теплицах и оранжерее, где кроме экзотических растений, выращивалось громадное количество разнообразных цветов. В оранжереях сада выращивали лимоны и апельсины, в длинной беседке в виде грота созревал виноград. За парком и садом ухаживали опытные садовники. Забор с западной стороны был расписан масляной краской, сюжетами из басен И. А. Крылова и сказок Шехерезады.
     Особую парадность и декоративный эффект создавали посадки каштанов, дубов и лип, этих густолистых деревьев. Но все же в качестве основных посадок преобладали ель и сосна. Величественны были куртины из лиственниц.

   До появления электричества в Вольске аллеи парка освещались керосиновыми фонарями. Фонарь за фонарем зажигались и гасли с интервалом несколько минут, необходимых для того, чтобы фонарщик успел дойти до следующего фонаря, приставить свою лестницу влезть по ней и совершить манипуляцию с очередным фонарем.Фонарщик с лестницей на плече, с бидоном, наполненным керосином, и горящим фонариком в руках являлся неотъемлемой частью вечернего и предрассветного парка.
     Для того, чтобы живописным картинам естественной природы придать выразительность, деревья были посажены так, чтобы аллеи затенялись плотными кронами. Таким образом, представленные крупным планом пейзажи рассматривались из затененных аллей в обрамлении густой кроны зелени. Такое решение обеспечивало последовательное восприятие пейзажей при различном освещении. Ажурные кроны, цветовые гаммы, листва разнопородной зелени в сочетании создавали особый « ковровый эффект». Здесь можно увидеть и белоствольные березы, темно – зеленый хоровод стройных елей, мелколистные липы, клейкие вездесущие вязы, резную акацию, лапастые каштаны. Здесь все жило умом и душой, все веяло домашней атмосферой, все для красоты и удобства. Посетитель словно растворялся в таинственных аллеях сада. Однако в приемах формирования садового пейзажа, а также в планировочном решении аллей и дорог почти не ощущается связи, в которой бы предусматривалась определенная последовательность живописных картин с учетом чередования различных по глубине планов, либо четко выраженных цветовых сочетаний. При этом в общем решении парка отсутствует композиционная ось, фиксирующая место расположения зданий путем увязки с ним наиболее декоративной перспективы либо главной аллеи.
     В декоративные насаждения сада входили и популярные в те времена южные экзоты: пальмы и кипарисы. Ими украшали парковые вязы, клумбы, партеры. Прелестные цветочные ковры, «вытканные» на клумбах, ласкали взгляды посетителей. Из различных цветов возводились целые сооружения, например, «Эйфелева башня» , расположенная на одной из садовых полян.
      В послевоенные годы сделана неудачная реконструкция сада, испортившая первоначальный облик усадьбы: большая часть сада засажена осокорем в рядовой посадке. Он опустел. Нет пышных крон, вместо реки – зловонный ручеек, все в нем уменьшается, хотя сделано уже не мало. Парк-это проблема города.
     Изучение приусадебных парков, как неотъемлемой части дворянских и купеческих усадеб, осуществлялось в Саратовской области с 1968 по 1975 годы Ботаническим садом Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского совместно с Саратовским областным музеем краеведения.
     Было обследовано более 30 усадеб в границах бывшей Саратовской губернии. Дальнейшую работу по учету приусадебных парков продолжила секция охраняемых природных территорий областного Совета общества охраны природы. По его инициативе восемнадцать приусадебных парков или их фрагментов взяты на учет в качестве государственных памятников природы. В их числе Вольский городской сад (имение Сапожникова). Теперь этой работой, по – настоящему, никто не занимается. А жаль!
     Сегодня сад и здание охраняются государством, но не комплексно, как памятник садово-паркового искусства, а раздельно: сад – как памятник природы, а здание – как памятник архитектуры. В связи с этим, комплекс усадьбы утратил свое неповторимое очарование. Сад сильно зарос, нет больше здесь удивительных клумб и затейливых композиций из цветов, нет и малых архитектурных форм: декоративных ваз, фонарей, исчезли и пальмы с кипарисами.

      Второе свое рождение парк получил в сентябре 2000 года, когда были завершены все реконструкционные работы, и состоялось торжественное от¬крытие обновлённого горпарка. Сделана попытка восстановить эталон небогатой русской усадьбы XIX века и природную растительность вдоль ручья. В связи с этим в последние годы парк становится все более посещаемым и излюбленным местом отдыха вольчан.
     При реконструкции, в которой принимали участие школьники МОУ СОШ 16, парк был полностью очищен от сухих, старых деревьев, от сорных форм таких, как клен американский, заполнивших и вытеснивших более ценные древесно-кустарниковые формы.

 

Сад Сапожникова  Сад Сапожникова  Сад Сапожникова  Сад Сапожникова  Сад Сапожникова

 

Украшен парковыми скульптурами, малыми формами, реконструированными фонтанами.

Сад Сапожникова  Сад Сапожникова

 

С каждым годом пополняется видовой состав, главным образом, декоративных цветущих видов, а также кустарников.

 

Сад Сапожникова  Сад Сапожникова


     Наш парк не только главная рекреационная структура, но и наше культурное достояние, память о славном прошлом Вольска и, конечно, будущее нашего прекрасного города. Нам не безразлично экологическое состояние города и замечательного зеленого уголка – городского парка. Хороший парк – это «легкие», экологическое здоровье нашего города и всей планеты!

Сад Сапожникова  Сад Сапожникова


     

 

 

    На наш взгляд, чтобы сбалансировать парковую флору и фауну, сделать его экологически чистой зоной отдыха – прежде всего, нужно восстановить его первоначальный вид, к которому можно будет добавлять новинки технического прогресса.
     Создать:

       -чистые пруды ( с современной очисткой дна), где будут дикие гуси и лебеди;
       -оранжерею с экзотическими видами растений, фруктовых деревьев, цветов;
       -красивые газоны с альпийскими горками и фонтанчиками.
     Добавить гипсовых скульптур героев мифов и легенд.
     Бережно хранить и пополнять экспонатами «аллею Славы».
     Все это может утопать в кронах больших ценных деревьев. Ни кому не будет тесно, каждый найдет свой уголок, чтобы спеть, как в прежние времена:

«…Наш уголок
Нам никогда не тесен,
Когда ты там,
То в нем цветут сады.
Не уходи, еще не спето
столько песен…»

     Эту песню продолжать нам, молодому поколению вольчан.

 

Николай Глазов, 10"1" класс
МОУ "СОШ № 16 г. Вольска
Саратовской области

 

Информационные источники:
1.Исследовательская работа ученицы 9 «3» класса МОУ «СОШ№ 16 г. Вольска Саратовской области» Кутузовой Лейлы
2.Общественно- политическая газета «Вольская жизнь» №97 от 24 июня 1997 года
3.Архивная справка Вольского краеведческого музея №67 от 23 марта 2007 года

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".