Талалихин Виктор Васильевич

 

     Виктор Васильевич Талалихин, младший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка, родился в 1918 году в с. Тепловке Вольского района в семье крестья­нина. Русский, член ВЛКСМ с 1935 года. После окончания фабрично-заводского училища работал на Московском мясокомбинате, одновре­менно учился в аэроклубе. Окончил Борисоглебское военное авиацион­ное училище летчиков. Принимал участие в советско-финляндской вой­не 1939—1940 годов, произвел более 60 боевых вылетов. Летом и осенью 1941 года сражался с немецко-фашистскими захватчиками под Москвой. За боевые отличия был награжден орденами Красного Зна­мени (1941) и Красной Звезды (1940).

   Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и ме­дали «Золотая Звезда» Виктору Васильевичу Талалихину присвоено 8 августа 1941 года за первый в истории авиации ночной таран вра­жеского бомбардировщика.

   Вот что рассказывал сам Виктор Талалихин об обстоятельствах боя и мотивах, побудивших пойти на беспримерный подвиг, обессмер­тивший его имя:

   «В ночь на 7 августа, когда фашистские бомбардировщики пыта­лись прорваться к Москве, я по приказу командования поднялся в воздух на своем истребителе. Зайдя со стороны луны, я стал выиски­вать  самолеты   противника   и   на   высоте   4800   метров   увидел   «хейнкель-111». Он летел надо мною и направлялся к Москве. Я зашел ему в хвост и атаковал. Мне удалось подбить правый мотор бомбардиров­щика. Враг резко развернулся, изменил курс и со снижением полетел обратно...

   Вместе с противником я снизился до высоты примерно 2500 мет­ров. И тут у меня кончились боеприпасы... Оставалось одно — тара­нить. «Если я погибну, так один, — подумал я, — а фашистов в бомбар­дировщике четверо». Решив винтом обрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему. Вот нас разделяют каких-нибудь девять-десять метров. Я вижу бронированное брюхо вражеского са­молета,

    В это время враг пустил очередь из крупнокалиберного пулемета. Обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а сразу всей своей машиной протаранил противника. Раздался страшный треск. Мой «ястребок» перевернулся вверх колесами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом».

    Около 800 метров Талалихин летел затяжным прыжком. И толь­ко когда услышал гул от падения своего И-16, раскрыл парашют. Взглянув вниз, увидел, как факелом дочерчивал в небе дугу протараненный «хейнкель», как он, наконец, рухнул на землю. Через некоторое время летчик благополучно опустился на небольшое озеро под По­дольском. Отсюда он добрался в свою часть.

    Утром Талалихин вместе с товарищами побывал на месте падения бомбардировщика. Среди обломков самолета валялись трупы награж­денного железным крестом  подполковника  и  трех летчиков.

    В этот же день радио по всей стране разнесло весть о подвиге Виктора Талалихина. В столичных газетах за 9 августа был опубли­кован его портрет и Указ Президиума Верховного Совета СССР о при­своении  отважному летчику  звания  Героя  Советского  Союза.

     Вскоре Талалихин был принят кандидатом в члены КПСС, на­значен командиром эскадрильи, ему было присвоено звание лейтенан­та. Славный летчик участвовал во многих воздушных боях под Мо­сквой, сбил еще пять вражеских самолетов и погиб смертью храбрых в неравной схватке с фашистскими истребителями 27 октября 1941 года.

     Похоронен В. В. Талалихин с воинскими почестями на Ново-Девичьем кладбище в Москве. Приказом Народного Комиссара Обороны СССР от 30 августа 1948 года навечно зачислен в списки первой эскадрильи истребительного авиационного полка, в составе которого он сражался с врагом под Москвой.

Имя героя носят улицы городов, парки, колхозы, пароходы, брига­ды коммунистического труда, пионерские дружины и отряды. На 43-м километре Варшавского шоссе, над которым произошел беспримерный ночной  поединок,  поставлен обелиск.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".