Сухов Николай Дмитриевич

 

    Николай Дмитриевич Сухов, гвардии капитан, заместитель командира эскадрильи 44-го гвардейского ночного бомбардировочного авиа­ционного Донского полка, родился 8 августа 1914 года в г. Вольске в семье рабочего. Русский, член КПСС с 1942 года. Окончил неполную среднюю школу и школу ФЗУ. Работал сварщиком на одном из пред­приятий в г. Баку, одновременно учился в аэроклубе. В 1937 году был призван в Красную Армию. В 1940 году окончил Одесское авиаци­онное училище. С начала Великой Отечественной войны до победы над Германией сражался с немецко-фашистскими захватчиками в со­ставе 8 и 16-й воздушных армий на Западном, Воронежском, Юго-Западном, Сталинградском, Донском, Центральном, 1-м Белорусском фронтах. Принимал участие в оборонительных операциях на цент­ральном участке фронта, Сталинградской и Курской битвах, освобож­дении Белоруссии, Польши, разгроме врага на территории Германии. Ранен в ногу в 1941 году. За боевые отличия и другие заслуги перед Родиной награжден двумя орденами Красного Знамени (1942 — 2), орденом Отечественной войны 1-й степени (1943), медалями «За бо­евые заслуги» (1947), «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За безупречную службу» 2-й степени и четырьмя другими медалями.

   Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и ме­дали «Золотая Звезда» Николаю Дмитриевичу Сухову присвоено 1 ию­ля 1944 года за 672 боевых вылета на бомбардировщиках У-2 и По-2, нанесение большого урона противнику и проявленные при этом доб­лесть и мужество.

    Войну Сухов встретил в Гомеле. В то время он был истребите­лем, летал на «чайке», прикрывал наши наземные войска и тыловые объекты от налетов вражеской авиации. В одном из боев он удачно атаковал бомбардировщик Ю-88 и сбил его. Вскоре полк получил истребители Як-1, но Сухову не пришлось летать на новых машинах. Его вызвали в штаб и сказали, что он назначается командиром звена в 598-й бомбардировочный авиационный полк, на вооружении которого были самолеты У-2. Многие его товарищи считали такое повышение оскорбительным для боевого летчика-истребителя и говорили: «Это, Сухов, все равно, что пересесть с автомобиля на повозку». Однако боевая работа на тихоходном «кукурузнике» пришлась Сухову по ду­ше, и в последующем он совершил на этой машине многие боевые подвиги.

     Во время ожесточенных боев иод Харьковом весной 1942 года командование приняло решение силами авиации нанести удар по харь­ковскому аэродрому, «а котором базировались вражеские бомбарди­ровщики. В ночь .на 21 мая вылетел на это задание и лейтенант Сухов. Над аэродромом его У-2 попал в лучи прожекторов и был обстрелян огнем зенитной артиллерии. Сильные лучи ослепили летчика, взрывы снарядов бросали машину из стороны в сторону. Казалось, гибель не­минуема, но Сухов не сдавался. Он осветил цель и увидел на стоянке вражеские бомбардировщики, сбросил на них бомбы. От удачного попадания загорелись два «юнкерса».

   Особенно отличился Сухов при разгроме противника под Сталин­градом. Он летал на задания в любую погоду — при снегопадах, в тумане, во время 30-градусных морозов. В некоторые ночи он делал по 8—10 боевых вылетов и точными ударами наносил противнику боль­шой урон. Так, например, в ночь на 20 января 1943 года при сильном противодействии зенитной артиллерии противника Сухов в районе Городище подавил огневую точку фашистов, уничтожил самолет на аэродроме и две автомашины.

     Десятки боевых вылетов днем и ночью были сделаны Суховым на разведку противника. Доблесть и мужество проявил летчик 7 июля 1942 года во время тяжелых оборонительных боев наших войск на Дону. Сухов имел задачу установить линию фронта, определить, где наши войска, в какие районы вышел противник. Летчик отлично вы­полнил приказ командования. Самолет, на котором он летал на зада­ние, имел такие повреждения от пуль и осколков зенитных снарядов, что после приземления на своем аэродроме был признан непригодным для дальнейших полетов...

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".