Плеханов Андрей Филиппович

 

    Андрей Филиппович Плеханов, гвардии капитан, заместитель ко­мандира эскадрильи 73-го гвардейского истребительного авиационного Сталинградского Краснознаменного ордена Богдана Хмельницкого пол­ка, родился 15 августа 1918 года в с. Покурлее  Вольского района в семье крестьянина. Русский, член КПСС с 1942 года. Окончил семилет­нюю школу и школу ФЗО. В 1935—1939 годах работал электромонтером в Саратове, одновременно учился в аэроклубе. В Советской Армии слу­жил с 1939 по 1948 год. Окончил военную авиационную школу, работал в этой школе летчиком-инструктором. С декабря 1941 года до победы над Германией в Великой Отечественной войне сражался с не­мецко-фашистскими захватчиками на Южном, Сталинградском, 4, 1 и 2-м Украинских фронтах. Принимал участие в обороне Ростова, Сталин­града, освобождении Украины, Крыма, Венгрии, Чехословакии, разгро­ме врага на территории Австрии. За боевые отличия награжден тремя орденами Красного Знамени (1942, 1943, 1945), орденом Александра Невского (1944), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (1944, 1945), медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Буда­пешта», «За взятие Вены» и тремя другими медалями.

    Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и ме­дали «Золотая Звезда» Андрею Филипповичу Плеханову присвоено 15 мая 1946 года за 596 успешных боевых вылетов, 16 лично сбитых и 8 подбитых самолетов противника и проявленные при этом доблесть и мужество.

    В первый год войны Плеханов летал на По-2 — ночном бомбарди­ровщике. Он сделал 215 боевых вылетов, сбросив на врага 40 тонн бомб. Только в ночь на 28 марта 1942 года он произвел 10 боевых вылетов и уничтожил в районах сел Соболевка и Глубокая три миномета и дот про­тивника.

    С конца 1942 года Плеханов стал летать на истребителях. На са­молете Як-1 сн летал на разведку противника, сопровождение штурмо­виков, прикрытие своих наземных войск, на штурмовку врага, свобод­ную охоту и перехват вражеских самолетов. Все задания выполнял в срок, с должным старанием, с высоким воинским мастерством.

     В период боев по освобождению Крыма, 11 апреля 1944 года, Пле­ханов, сопровождая группу штурмовиков, заметил на аэродроме Веселое взлетающий «юнкерс-87». Стремительной атакой с пикирования летчик поразил вражеского бомбардировщика, который упал и сгорел вблизи аэродрома.

     Особенно отличился Плеханов в воздушных боях над Чехослова­кией. 24 апреля 1945 года при возвращении с боевого задания он с че­тырьмя товарищами встретил над своим аэродромом четыре вражеских «фокке-вульфа-190». Смелыми атаками наши летчики сбили два самоле­та противника, в том числе один из них был уничтожен Плехановым. Бомбардировка нашего аэродрома была предотвращена.

     25 апреля 1945 года четыре Як-9, возглавляемые капитаном Пле­хановым, патрулировали над г. Брно. Недалеко от города советские лет­чики встретили 16 «фокке-вульфов», летевших со стороны города Тршебич бомбить район расположения наших танков. Несмотря на четырех­кратное превосходство противника, Плеханов со своей группой смело атаковал вражеские самолеты. Боевой порядок фашистов был расстро­ен. Гитлеровские летчики вынуждены были сбросить бомбы над своим расположением и принять бой. За беспримерным поединком, длившимся 30 минут, с затаенным дыханием следили наземные войска и местное население. Капитан Плеханов удачным боевым разворотом зашел в .хвост одному «фоккеру». Фашист пытался уйти из-под удара иммель­маном, но советский летчик сделал горку, оказался выше гитлеровца, стремительно атаковал его сверху, сзади и с дистанции 75—50 метров длинной очередью из пушки и пулемета сразил противника. «Фоккер» загорелся и врезался в землю рядом с командным пунктом в Вел. Гостерадки, на котором находились Маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский и Маршал авиации Г. А. Ворожейкин. В тот же день капитан Плеханов сбил еще один вражеский истребитель, который упал в лесу северо-восточнее г. Брно.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".